Голодание в Северной традиции

Галина Красскова
Отрывок из книги «Кони духов: пути шаманизма Северной традиции»

stones

Много лет назад, когда я только начала заниматься путешествиями в духе, меня очень заинтересовала практика голодания и поста. Фактически, пару лет голодание оставалось одной из главных учебных практик, назначенных мне Одином (возможно, он понял, что мне оно хорошо подходит). Отчасти эта природная склонность объясняется тем, что в юности (до 22 лет) я занималась балетом, а в этой области дисциплина питания совершенно необходима. Но все-таки более вероятно, что Один таким образом меня закалял, готовил меня к пути испытаний, — я лишь недавно поняла, что эта подготовка началась уже на самом раннем этапе наших отношений. Я убеждена, что голодание способствует психологическому раскрытию, что, в свою очередь, позволяет богам ускорить темп обучения. Может быть, здесь и кроется основная причина, по которой меня так привлекла эта практика (или по которой меня к ней подтолкнули).

С голоданием меня связывает самая настоящая любовь-ненависть. Это невероятно полезная методика. Я использовала ее и для очищения, как физического, так и духовного, и для того, чтобы ослабить привязанность к физическому телу, и как продленную форму утисеты, и просто как дисциплинирующую практику. Но, в то же время, она может изматывать до предела — и эмоционально-психологически, и разумеется, физически. В культуре материального изобилия и духовной скудости пища — самый базовый источник ресурса — приобретает огромную психологическую и эмоциональную значимость. Длительное отсутствие пищи может спровоцировать бурную эмоциональную реакцию. Сам процесс опустошения делает человека невероятно уязвимым. Рушатся все эмоциональные (и энергетические) щиты, блоки и оборонительные сооружения, и в результате этого осознанного снятия защит энергетические каналы тела естественным образом раскрываются. Кроме того, чем дольше мы отказываем телу в физическом питании, тем существеннее снижаются его способности к физической защите. Длительное голодание — это не только практика духовной дисциплины, но и урок совершенной и полной уязвимости на всех уровнях. На четвертый или пятый день голодания невероятно обостряются все чувства, в особенности обоняние и осязание. Такие простые действия, как свернуться калачиком под одеялом или натянуть свитер, начинают вызывать чуть ли не эротические ощущения. Власть Мидгарда над плотью постепенно слабеет, и здесь таится одна из опасностей этой практики. Сам процесс доведения тела до точки слома может вызвать почти непреодолимое привыкание. Следует помнить, что цель голодания заключается вовсе не в этом. Один мудрейший человек недавно сказал мне: если вы начнете сражаться с собственной плотью, то плоть рано или поздно победит. До всех нас, прирожденных воителей, в конце концов все же доходит, что этот досадный трюизм — чистая правда; поэтому сформулирую это прямо: цель голодания — не в том, чтобы сломить тело, а в том, чтобы разрушить эмоциональные и психологические оковы, которые мы так любим на себя накладывать.

Голодание — это процесс раскрытия на всех уровнях. Это добровольный переход в состояние совершенной уязвимости и сознательная работа над открытием своих энергетических каналов. Кроме того, голодание — очень эффективный способ очищения, потому что очистительный процесс при этом идет изнутри наружу. Главный противник в этой битве — наши желания. Голодание закаляет ум, приучая нас игнорировать внутренние, мысленные крики и мольбы о пище для тела. Голодание закаляет тело, позволяя исследовать голод не только теоретически, но и самым непосредственным образом, физически, лично и во всех подробностях. Наконец, голодание закаляет дух, открывая энергетические каналы и вводя человека в такое состояние, в котором в центре всех его помыслов и ощущений оказывается собственная его внутренняя энергия. Оно дает возможность непосредственно и очень близко познакомиться с потоками этой энергии внутри нас и со всеми препятствиями на их пути. Кроме того, оно тысячами способов заостряет наше внимание на том, для чего еще нам требуется пища, помимо простого поддержания жизнедеятельности. А иногда оно и еще становится средством демонстрации того, какой властью обладает над человеком его божество, — демонстрации Его господства, контроля и права собственности.

Теперь, по-видимому, стоит пояснить, что именно я подразумеваю под голоданием. Лично я в периоды голодания всегда держала строжайший пост, не позволяя себе ничего, кроме простой или соленой воды. Но не каждому начинающему подойдут такие суровые условия. Каждый из нас нуждается в пище по целому ряду причин, и поначалу голодание может переживаться очень мучительно. Во время длительно и серьезного голодания мне всегда было трудно выходить из дому и общаться с людьми (и тем более — работать). Просто я становилась слишком уж открытой и беззащитной. Поэтому мне кажется, что учиться голоданию лучше постепенно. Я когда-то начинала с одного дня голодания в месяц и сидела в этот день на одной воде. Затем я стала голодать один день в неделю; затем — раз в месяц, но по три дня подряд; и, наконец, научилась выдерживать девятидневные посты. На такую подготовку к первому девятидневному голоданию у меня ушло добрых полгода. Думаю, здесь очень важно не торопиться и дать себе и своему телу привыкнуть к этой практике: ведь голодание — это, в конце концов, действительно очень суровая аскеза.

Очень полезным оказалось и входить в само голодание постепенно — начинать ограничивать себя в пище за три-четыре дня до начала строгого поста. Сократите потребление сладкого, полуфабрикатов и мяса. Пейте больше воды. Сосредоточьтесь на простой пище: хлебе, супах, фруктах и овощах. Постепенно сокращайте количество пищи вплоть до того дня, на который вы запланировали начало полного голодания. И самое важное: когда срок голодания завершится, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не наедайтесь сразу же до отвала! (Иначе вы об этом горько пожалеете — поверьте мне на слово.) Возвращайтесь к обычному рациону постепенно, в течение трех-четырех дней, начав с супов и хлеба. Все это необходимо, чтобы пост не обернулся для вашего организма чересчур сильным потрясением.

Если вы не можете отказаться от пищи полностью по медицинским причинам, попробуйте умеренный пост — от него тоже может быть польза. Например, ешьте раз в день, и то понемногу. Исключите полуфабрикаты, сладкое и мясные продукты (мясо заземляет сильнее любой другой пищи, а потому запросто может свести на нет всю пользу от голодания). Или, например, позвольте себе пить не только воду, но и молоко. Людям с нарушениями уровня сахара в крови не следует поститься даже умеренно, не посоветовавшись предварительно с врачом — или, по крайней мере, не прислушавшись к голосу собственного здравого смысла!

Мы — духовидцы, и наши тела — это инструменты, орудия, при помощи которых мы исполняем возложенные на нас задачи. А любые орудия труда важно содержать в самом лучшем состоянии. Наша работа сопряжена с таким физическим и энергетическим износом, что мы не вправе пренебрегать никакими средствами, способными его приостановить: если голодание может хотя бы немного укрепить и сбалансировать наши энергетические каналы, оно стоит любого временного дискомфорта. И, помимо всего прочего, эта практика учит нас по-настоящему уважать пищу.

В более личном ключе могу добавить, что в последнее время Водан, несколько ослабив контроль над моей сексуальностью (Он не требовал от меня соблюдать целибат буквально, однако я должна была подчиняться Ему в выборе любовников — что на практике обернулось для меня целибатом), в то же время стал требовать большей физической дисциплины в других отношениях… и все это сводится, по существу, к той же закалке воли. Из-за гипогликемии я не голодала уже довольно давно, но подозреваю, что вскоре мне все же придется вернуться к этой практике, хотя бы в умеренной форме. Фактически, Он уже дал мне это понять. Это своего рода сделка: если я распоряжаюсь своей сексуальностью, то Он распоряжается моей волей. А Ему, по-видимому, нравятся методы, сопряженные с большой физической нагрузкой; за этим, должно быть, стоит предположение, что человек, способный управлять своими желаниями, аппетитами и хаотическими воплями нашей недисциплинированной воли, служит лучшим орудием и может открыться для восприятия большей мудрости.

В источниках упоминаний о голодании находится не так уж много. Пожалуй, единственный дошедший до нас пример — испытание Одина, когда он ради обретения рун провисел на Древе девять дней и девять ночей без пищи и воды. Но Водан вообще испытывает нашу силу и дисциплину, выносливость и желания всеми возможными способами… Он — само олицетворение жертвенных испытаний, так что, наверное, неудивительно, что Он и для Себя отыскал средство, столь сурово испытывающее и тело, и разум, и дух.