Путехождение с рунами

Отрывок из книги «Путеводитель по Девяти мирам»

runes4 Некоторые магические приемы позволяют облегчить процесс путехождения и сделать его более удобным. Это уже скорее колдовство, чем шаманская работа, но на практике два эти подхода нередко смешиваются. Двадцать с лишним лет назад я выучил руны для гадания; затем медленно и постепенно выяснил, что их можно применять и в гальде, то есть скандинавской магии; а затем, занявшись путехождением, обнаружил, что у рун имеется и еще одна, отдельная область применения, связанная непосредственно с перемещением между мирами.

Как показывает моя практика, именно руны — самые лучшие из всех инструментов для магической коррекции состояний, которые испытывает путеходец. Я пользуюсь англосаксонским футорком, а не скандинавским футарком, потому что я — из тех, кому в детстве всегда казалось, что двадцати четырех фломастеров в коробке слишком мало, не говоря уже о том, что дополнительные руны футорка имеют самое прямое отношение к нескольким из йотунских богов-рёкков, с которыми я работаю. Но если вы предпочитаете футарк, просто не обращайте внимания на описания этих добавочных рун. Кроме того, учтите, что упомянутые здесь способы работы с рунами — не единственно возможные. Руны — это многоцелевой комплект магических и духовных инструментов, и разные люди находят им самые разные применения. А то, о чем сказано здесь, — это всего лишь то, чем пользуюсь лично я. Насколько важно чертить руны именно таким способом, как я предлагаю? Могу вас заверить, что они работают и без этого; но мне кажется, что так они действуют более эффективно и продуктивно.

В следующем далее списке руны приводятся не в последовательности футарка или футорка, а в порядке их полезности для путеходца. Настоятельно советую вам познакомиться с характером каждой руны с мантической, магической и духовидческой точки зрения, прежде чем пытаться работать с ними в таких непростых условиях. Великолепных книг о рунах на свете немало; одна из самых моих любимых — «Руническая магия» Эдреда Торссона. Одним словом, подходящие учебные материалы вы легко найдете в любом книжном магазине, где есть приличный отдел оккультной и языческой литературы.

Меня не раз спрашивали: так ли уж важны порядок изображения черт и визуализация цветов? Отвечаю: я обнаружил, что эти приемы придают чарам глубину и устойчивость, но руна работает и без них. Тем более, не все способны визуализировать руны в цвете. Откуда я взял эти цвета? Я долго возился с ними на других планах, ходил по мирам и проверял разные варианты на практике, пока, наконец, методом проб и ошибок, не подобрал самые действенные. Некоторые соответствия были очевидны и без того: Чен — красная, Лагуз — понятное дело, синяя. Можете пользоваться ими, можете не пользоваться, как хотите.

Райдо

В путехождении это самая важная из рун, потому что она служит для правильной состройки топологий двух миров. Когда один мир накладывается на другой, присутствующие в них крупные топографические объекты стремятся совместиться друг с другом. Так происходит потому, что подобное притягивает подобное: гора притягивает гору, долина — долину, а дорога — дорогу. Особенно ярко этот принцип проявляется именно с дорогами и тропами, потому что это — основные энергетические каналы, проложенные ногами множества путников. Однако иногда случается так, что в одном мире дорога есть, а в другом — нет, и состроиться этой дороге не с чем.

Беспрепятственно идти вы сможете только по такой дороге, которая существует в обоих мирах, — после того, как две эти дороги состроятся. Если дорога есть только в нашем мире, а в другом — нет, то, попытавшись пойти по ней, вы почувствуете, что вас как будто тянет или волочет куда-то или перед вами возникло некое препятствие, либо просто испытаете сильный дискомфорт. Если дорога есть только в другом мире, а в нашем — нет, то вы просто физически не сможете продраться сквозь все эти кусты, деревья и скалы, преграждающие вам путь по сю сторону границы. Все это серьезно ограничивает выбор путей и может стать изрядной помехой при попытках проложить маршрут через необжитую или сильно пересеченную местность.

Вот тут на помощь и приходит Райдо. Райдо, или Рад, или Раде, как бы вы ни предпочитали ее называть, — Руна Дороги. Чтобы использовать эту руну для путехождения, начертите ее в воздухе пальцем и произнесите ее название вслух. При этом сосредоточьтесь на представлении о том, как тропы двух миров сливаются воедино и перед вами расстилается открытый путь. Руна Райдо временно сведет две дороги в одну, причем на достаточно большом участке. Но имейте в виду, если вы насильно соединили чарами Райдо дороги, пролегающие слишком далеко друг от друга, идти по такой искусственной тропе может быть немного неприятно. Я при этом обычно испытываю напряжение, как будто все время стараюсь удержать два предмета, изо всех сил стремящихся разделиться, а иногда возникает такое чувство, словно земля накреняется и уходит из-под ног. На самом деле такая дорога достаточно безопасна, но все же постарайтесь пройти по ней побыстрее и при первой же возможности ее покинуть.

Чары Райдо можно использовать повторно, если результат совмещения дорог вас не устроит. Но все равно некоторые объекты не желают совмещаться ни за какие коврижки. Особенно сложно в этом плане с водой: все водоемы, даже самые маленькие, обычно отказываются состраиваться с объектами, которые хотя бы условно нельзя принять за водоем. Если вы, допустим, живете посреди пустыни и вокруг на много миль нет никакой воды, добраться, например, до Источника Вирда вам будет непросто. Однако есть обходной путь: можно заранее соорудить водяную вешку (см. в описании Лагуз).

Если в окрестностях есть несколько топографических объектов одного типа — например, три или четыре водоема, — то объект, до которого вы пытаетесь добраться, состроится с тем, который наиболее близок ему энергетически. Когда я путеходствовал у себя на ферме и должен был посетить все три источника, Источник Норн и Хвергельмир без малейших возражений совместились с самой глубокой частью ручья, журчащего у нас неподалеку от дома под мостиком. Но сколько бы я ни чертил руну Райдо, источник Мимира не желал состраиваться ни с одним из водных объектов на нашем участке. Дорога все время забирала в сторону, и наконец я очутился на берегу рыболовного пруда в четверти мили от границы своего участка. По какой-то причине Мимирсбрунн энергетически оказался ближе к этому пруду, чем к моему маленькому ручейку. И еще одно обстоятельство: похоже, что «особо нагруженные» в духовном смысле места более привередливы в выборе объектов с совместимой энергией.

Райдо чертится большим пальцем: сначала проведите вертикальную черту снизу вверх, а затем — наклонные, сверху вниз. Цвет этой руны — серо-бурый, как дорожная пыль.

Эваз

Эваз, или Эх, — Руна Лошади и еще одна важнейшая опора путника. С ее помощью сама дорога начинает быстрее бежать под ногами, что может быть очень полезно, когда в других мирах приходится покрывать большие расстояния.

Когда две дороги в процессе путехождения состраиваются, они, похоже, совмещаются лишь по направлению и общей энергетике, но вовсе не обязательно — по длине. В одном из миров дорога может быть гораздо длиннее, чем сцепленная с ней дорога в другом. Из-за этого могут возникать странные ощущения: иногда кажется, что идешь уже очень долго, а так до сих пор и не добрался до места, до которого как будто подать рукой; а иногда, наоборот, дорога буквально мчится под ногами, и приходится сделать куда меньше шагов, чем ожидал. Все это происходит из-за того, что одна дорога, так сказать, «растянулась», чтобы совместиться с другой. В результате до цели вы доберетесь за время, среднее между тем, которое понадобилось бы для прохождения обеих дорог по отдельности.

Когда вы достигаете цели слишком быстро, это не страшно, хотя и странно; но вот если приходится плестись целую вечность, это может быть весьма утомительно и досадно, и именно здесь стоит призвать на помощь Эваз. Начертите ее в воздухе над дорогой или же, если дорога оказалась особенно долгой и нудной, — прямо под ногами, в пыли. Тем самым скорость продвижения по иномирной дороге возрастет относительно скорости ходьбы в вашем мире, и вы доберетесь до цели гораздо быстрее. Когда идете под влиянием Эваз, лучше не смотрите под ноги: это сбивает с толку. Как только вы остановитесь, действие руны прекратится, так что вам придется чертить ее заново.

Эваз чертится сложенными вместе указательным и средним пальцами, от нижней левой нижней точки к нижней правой. Ее цвет — светло-серый.

Лагуз

Лагуз, или Лагу, или Лэй, — это Руна Воды, и в путехождении ее можно использовать для поиска водоемов (ручьев, родников или даже больших луж) и для состройки их с водоемами других миров, точно так же, как Райдо используется для состройки дорог. Кроме того, она бывает полезна при подготовке к путехождению: если вы знаете заранее, что вам придется посетить какой-нибудь священный водоем (например, Урдабрунн, Мимирсбрунн, Хвергельмир или океаны, омывающие Ванахейм или Мидгард), а в тех местах нашего мира, где вы собираетесь ходить, никаких водоемов нет, имеет смысл соорудить искусственные вешки, которые затем можно будет совместить с водными объектами других миров. Можно использовать большой горшок или котел с водой, металлическое ведро или даже поливальный шланг, в котором проделано несколько дыр, чтобы вода понемногу вытекала. Нарисуйте на нем краской руну Лагуз, и этот предмет послужит вам вешкой для совмещения с водоемом из другого мира. Не забывайте, что пресные водоемы отличаются от соленых; чтобы состроить вашу вешку с побережьем иномирного океана, попробуйте добавить в воду немного соли и сушеных водорослей, но лучше всего — использовать настоящую морскую воду. Если вы живете далеко от моря, возможно, у вас найдутся друзья, которые смогут прислать вам бутылку морской воды.

Кроме того, Лагуз в некоторых случаях может временно очистить воду из другого мира и сделать ее пригодной для питья. Это удобно, если вам, например, придется пить из реки Слит, полной острых клинков, или из кровавой реки, текущей через лес Мюрквид, или из любого другого источника, подозрительно похожего на заколдованный. Руна действует только на одну чашку за раз, так что сначала зачерпните воды, а затем уж наводите чары. Учтите также, что на качество воды в вашем родном мире Лагуз не повлияет: чтобы обезопасить себя от лямблий и прочих паразитов, надо принять меры на физическом плане.

Лагуз чертится указательным пальцем; вначале проведите длинную вертикальную черту снизу вверх, а затем, от ее вершины, — короткую вниз. Цвет этой руны — голубой.

Беркана

Беркана, или Беорк, — Руна Березы, роста и питания. Это руна Фригг; считается, что с ее помощью можно привлечь внимание этой богини, хотя на самом деле здесь, как и во всем, что касается богов, никаких гарантий быть не может. В путехождении Беркана действует на пищу так же, как Лагуз — на воду: она делает еду из другого мира питательной и очищает ее от ядов. Однако расколдовать зачарованную пищу ей удается не всегда — она это сделает лишь в том случае, если чары способны причинить непосредственный вред вашему здоровью. И от ботулизма в нашем мире Беркана вас, скорее всего, не спасет.

С помощью этой руны можно также создавать вешки-деревья. На березах она работает почти всегда, на других деревьях — как повезет. Чертится Беркана мизинцем, а в остальном — таким же образом, как и Райдо. Ее цвет — белый.

Кауназ

Кауназ, или Чен, — Руна Огня и Руна Истины. Если вы начертите ее перед любым говорящим с вами существом, то, вероятно, начнете интуитивно чувствовать, говорит ли оно вам правду или лжет. Кроме того, с помощью Чен можно пометить как вешку костер, который вы развели сами, но от которого должны на какое-то время отойти (только, пожалуйста, не оставляйте костер вообще без присмотра: пусть за ним приглядывает ваш помощник!), или свечу, или факел. Также эта руна помогает разжечь огонь. Если вы пользуетесь каким-нибудь древним орудием для добывания огня — например, деревянной палочкой, палочкой с луком или кремнем и кресалом, — нарисуйте на них Чен. На палочку с луком добавьте руну Нют, а на обычную сверлильную палочку — руну Квеорт.

Чен чертится средним пальцем, сверху вниз. Ее цвет — красный.

Манназ

Манназ, или Манн, — это Руна Человека. Она поможет вам поддерживать связь с вашим физическим телом и, в случае чего, быстро в него вернуться. С технической точки зрения, при путехождении вы не покидаете своего физического тела, но в какой-то момент душа все равно может начать отделяться от него самопроизвольно — просто из-за того, что вы ваша сущность расщеплена между двумя мирами. Если вы находитесь в безопасном месте и умеете путешествовать в астрале, можете просто лечь и отправиться в странствие. Но если по каким-то причинам важно продолжать хождение, не подменяя его астральным путешествием, используйте руну Манназ. Постарайтесь понять, с какой части тела начинается разделение, и начертите руну на себе, прямо в этом месте или же, если вы точно не уверены, — в области пупка. Если вы беспокоитесь о том, как бы не выйти из тела случайно, то начертите на себе руны Манназ заранее — на лбу, в области горла, сердца, солнечного сплетения, пупка и половых органов, а также на ладонях и стопах. Это надежно привяжет вас к телу, но может и помешать, существенно ухудшив восприятие нефизических планов. Лучше опробовать этот способ загодя, в какой-нибудь менее ответственной ситуации, чтобы выяснить, как именно ваши астральное и физическое тела реагируют на Манназ. Завершив путехождение, можете, опять-таки, начертить эту руну на себе, чтобы быстрее приспособиться к состоянию полного возвращения в физический мир.

Манназ чертится средним пальцем. Проведите левую вертикальную черту снизу вверх, а затем — наклонную черту вниз от ее верхушки. Точно так же изобразите правую часть руны. Цвет Манназ — телесный.

Иор

Если начертить Руну Змея, она перенесет вас на границу Мидгарда, в ту ее область, к которой вы находились ближе всего. Поскольку граница Мидгарда — это, собственно, и есть Великий Змей, он-то и предстанет вам собственной персоной. Скорее всего, вы очутитесь у самой кромки воды и сможете лицезреть гигантский вал его тела. Из-за особых свойств этой руны и той огромной скорости, с которой движется Змей (кстати говоря, многие не отдают себе отчета в том, что Йормунганд постоянно движется, вращаясь вокруг мира), вы остановитесь не сразу. Вы врежетесь в границу и еще немного проскользите вдоль нее, потому что движение Змея подхватит вас и увлечет за собой. Не пытайтесь сопротивляться: момент инерции скоро исчерпается, и вы остановитесь естественным путем. И смотрите, чтобы у вас не закружилась голова.

Само собой, эта руна сработает только в том случае, если вы находитесь в Мидгарде (в этом случае она перенесет вас на внутреннюю сторону границы) или в одном из соседних с ним миров (и в этом случае вы окажетесь на внешней стороне границы). Кроме того, с ее помощью можно призвать самого Змея, плеснув на землю немного морской воды.

Иор чертится сложенными вместе указательным и средним пальцами. Проведите сначала вертикальную черту снизу вверх, а затем начертите Х двумя движениями, направленными книзу. Эта руна — цвета морской волны.

Гар

Гар, Руна Копья Одина, где последнее — на самом деле кеннинг Мирового Древа, на котором висел Один. Работать с этой руной трудно, и дается она не всем. Но если она сработает, вы тотчас это почувствуете безошибочно: вас со страшной скоростью потащит вверх или вниз по Мировому Древу, словно на каком-то невидимом, но очень мощном лифте. Если вы начертите эту руну в воздухе поднятой рукой, то поедете вверх, если опущенной — вниз. Проблема тут в том, чтобы вовремя сойти, потому что удобных остановок на каждом этаже не предусмотрено. Если вы поедете вниз и не побережетесь, то угодите прямиком в Страну Мертвых, и если при этом окажетесь в таком месте, куда посторонних смертных обычно не допускают, могут возникнуть неприятности. Еще хуже может получиться, если вы проскочите свой этаж при поездке вверх. Не воображайте, что вас благополучно высадят в Асгарде. Никому не дано входить в Асгард без разрешения. Поэтому вас может просто выбросить на самую верхушку Древа, а потом придется самостоятельно искать дорогу вниз. Одним словом, руну Гар следует использовать с осторожностью и не раньше, чем вы накопите достаточно большой опыт. Когда попытаетесь применить ее в первый раз, основательно продумайте, как вы будете возвращаться, если где-нибудь застрянете.

Гар чертится указательным пальцем. Нарисуйте сначала ромб — от нижней точки по часовой стрелке, а затем, поверх него, — X, сперва — вниз от верхней левой точки, затем — вниз от верхней правой. Своего цвета у этой руны, по-видимому, нет.

Эйваз

Эйваз, или Эох, — это Руна Ясеневого Посоха, одна из двух рун, которыми я пользуюсь для защиты в путехождениях. От того, в каком направлении ее чертить, зависит многое. Если продвигаться снизу вверх, то формируется защита более «наступательного» свойства, а если сверху вниз — то чисто оборонного. Действует она в основном так, что существо, наткнувшееся на нее, спотыкается и падает. Можно защитить с ее помощью определенный участок земли, чтобы любой, кто нарушит границу, оступился и упал, а можно и наложить ее непосредственно на противника. Она не причинит ему вреда до тех пор, пока он не попытается к вам приблизиться, — в отличие от руны Тюр, это не наступательное оружие. Если вырезать Эйваз на дереве или разместить несколько таких рун вокруг обороняемого участка, то всякий, кто забредет в это место, будет спотыкаться на каждом шагу, пока не выберется за пределы защищенной территории. Чтобы установить по-настоящему надежную границу, я сочетал Эйваз с Альгиз, а чтобы получить комбинированное оборонительно-наступательное оружие — Эйваз с Тюр.

Чертится Эйваз сложенными вместе указательным и средним пальцами, снизу вверх. Ее цвет — черный.

Альгиз

Альгиз, или Эолкс, — еще одна защитная руна, и в своем деле она великолепна. Альгиз — это часовой, со словами «Стой, кто идет?» бросающий вызов любому потенциальному агрессору, и устанавливающий границу, пробиться через которую ему будет очень нелегко. По действию Альгиз отличается от Эйваз тем, что в битве от нее проку мало: Альгиз лишь защищает вашу территорию и имущество в ваше отсутствие, тогда как Эйваз можно использовать и для обороны в сражении. Эйваз действует исподтишка: противник не чувствует ее до тех пор, пока не споткнется и не упадет; Альгиз же не таится. У всякого, кто приблизится к границе, защищенной руной Альгиз, возникает совершенно отчетливое чувство: «Это место опасно / оно под охраной / дальше идти не стоит». Одним словом, Альгиз действует в лоб. Олень угрожающе поднимает рога; стражник преграждает вам путь копьем; и вам решать, идти ли дальше на свой страх и риск или благоразумно отступить. Для защиты границ эту руну можно соединять с Эйваз, для возмездия тому, кто все же нарушит границу, — с руной Тюр, а для защиты дома — с Отилой.

Альгиз чертится указательным пальцем. Сначала проведите вертикальную черту снизу вверх, а затем добавьте к ней V, слева направо. Цвет этой руны — черный.

Наутиз

Наутиз, или Нют, — это Руна Нужды, которая помогает защитить нужные вещи, если вам приходится временно оставить их, чтобы затем вернуться и забрать. Начертить на чем-нибудь Наутиз — это все равно, что большими буквами написать:«НЕЛЬЗЯ», «НЕ ТРОГАЙ». Если вы будете думать о чем-нибудь неприятном, чертя эту руну, она впитает соответствующую энергию. Например, когда мне пришлось на время оставить кое-какие вещи в Альвхейме, я защитил их руной Нют, одновременно представляя себе запах и прикосновение холодного железа. От заколдованного таким образом места исходила энергия, внушающая всяким мелким пикси: «Не тронь, это холодное железо». Соединив Нют с какой-нибудь другой руной — например, Огнем, Льдом или Шипом, — можно создать иллюзию, что предмет окажется обжигающим, холодным или каким-то иным образом неприятным на ощупь.

Наутиз чертится указательным пальцем. Обе линии проведите сверху вниз, начав с вертикальной. Ее цвет — черный.

Тюр

Тюр, или Тейваз, — это мощное оружие. Чтобы применить эту руну в сражении, начертите ее в воздухе, от основания древка к острию, а затем немного отведите руку назад, словно для замаха, и сделайте такое движение, как будто бросаете копье в цель. Можно проделать это украдкой, можно — широким драматичным жестом, в зависимости от обстоятельств. Символ Тюр можно использовать и как стрелу, имитируя выстрел из лука, но это немного труднее. Если вы попадете в цель, цель пострадает. Насколько сильно? Одним это — как слону дробина, других таким образом можно сбить с ног и отбросить на несколько шагов назад. Все зависит от того, насколько сильна и/или защищена ваша цель и насколько сильны вы сами. Тюр — это руна активных, наступательных боевых действий; попросту говоря, она нужна для того, чтобы надрать кому-нибудь задницу. Будьте осторожны, пользуйтесь ею осмотрительно, а не то можете наткнуться на кого-нибудь (или что-нибудь), кого она просто разозлит, но так и не выведет из строя.

Тюр чертится указательным пальцем. Сначала начертите древко — снизу вверх, а затем острие в форме буквы V — слева направо. Цвет этой руны — красный.

Торн

Торн, или Турисаз, служит для того, чтобы создавать труднопреодолимые препятствия на пути ваших преследователей. Это зловредная руна со скверным характером, и использовать ее следует только при крайней необходимости. Особенно эффективно она работает, если наложить ее на колючие кусты, заросли деревьев, место, где из-под земли торчат пеньки или корни, или вообще на любую густую растительность. Под ее влиянием растения встанут стеной и попытаются задержать любого, кто захочет через них пробраться. На открытой местности Торн не так эффективна, но все же может задержать преследователя, подсовывая ему в башмаки острые камни.

Чертить Торн следует мизинцем и непременно у себя за спиной — ни в коем случае не перед собой. Сначала начертите вертикальную линию — сверху внизу, а затем — острие шипа, снизу вверх. Цвет этой руны — темно-красный, кровавый.

Ансуз

Ансуз, или Эск, — это Руна Вестника, и с ее помощью можно отправлять послания. Можете начертить ее в воздухе, а затем сделать такое движение, как будто отпускаете птицу, мысленно посылая при этом адресату необходимое сообщение. Или же можно написать послание на бумаге, сжечь ее и начертить Ансуз в облаке поднимающегося дыма; этот способ особенно хорош для общения с богами и духами. На более материальном уровне можно также нарисовать эту руну на оставленной для кого-то записке, чтобы сообщение наверняка дошло до получателя. В путехождении с помощью Ансуз можно установить вешку для Асгарда. Если вы направляетесь в Асгард, но заблудились, эта вешка притянет вас к цели; но не забывайте, что попасть в Асгард без разрешения практически невозможно, и если вас там не ждут, путь окажется попросту перекрыт.

Ансуз надо чертить указательным пальцем, причем обязательно над головой. Проведите вертикальную линию снизу вверх, а затем добавьте крылья, чертя их сверху вниз. Цвет этой руны — небесно-голубой.

Ос

Ос, Руна Божьих Уст, — это руна барда, помогающая, помимо прочего, преодолеть языковой барьер. С ее помощью можно и зачаровать собственную речь, чтобы сделать ее более убедительной (а это важно для тех из нас, кто входит в дома и поселения иномирных существ как сказители или певцы), и научиться понимать язык других сущностей —  прямо-таки не руна, а ни дать ни взять вавилонская рыбка! Если хотите вложить чары в собственную речь, начертите Ос прямо у себя на языке, как Идунн когда-то вырезала руны на языке Бальдра. А чтобы понимать другие языки, начертите ее воздухе. 

Ос чертится мизинцем. Проведите вертикальную линию снизу вверх, затем добавьте верхнюю V слева направо, а затем нижнюю V — справа налево. Цвет этой руны — синий.

Феху

Феху, или Феох, — это Руна Домашнего Скота, символизирующая богатство. Любой предмет, на котором вы ее начертите, приобретет эдакую неуловимую ауру богатства и ценности. Можете начертить ее на самом себе — и станете казаться зажиточной и важной особой, но будьте осторожны: в некоторых местах это может спровоцировать попытку ограбления. Кроме того, можно чертить эту руну на подарках, чтобы они казались более ценными, или на бесполезных вещах, чтобы отвлечь внимание окружающих от по-настоящему ценных предметов.

Феху чертится средним пальцем. Все линии проводите снизу вверх, начав с вертикальной. Цвет этой руны — зеленый.

Халк

Халк, Руна Чаши, символизирует поиски недостижимого или, по крайней мере, труднодостижимого. В магии она имеет два применения, одно — довольно полезное, другое — не совсем этичное. Последнее сродни одному из применений Феху: руна Халк, начертанная на каком-нибудь предмете, будет внушать окружающим: «Эту вещь вы хотите больше всего на свете! Вы просто обязаны ее заполучить!» Иногда это бывает полезно, чтобы отвести кому-нибудь глаза, но будьте осторожны: если вы несете зачарованную таким образом вещь с собой, кто-нибудь может попытаться ее отнять. Другое применение этой руны — помощь в обретении того, что вы ищете; но Халк сработает лишь при условии, что вы испытываете по-настоящему сильную эмоциональную потребность в этой вещи и стремитесь к ней всем сердцем. Если предмет поисков для вас не слишком важен, особой помощи от Халк ждать не приходится. Начертите эту руку в воздухе, «схватите» ее рукой и идите в том направлении, куда она вас потянет. Будьте внимательны, потому что через секунду-другую ее действие прекратится.

Халк чертится сложенными вместе указательным и средним пальцами. Сначала начертите чашу, а затем проведите центральную линию сверху вниз. Цвет этой руны — золотой.

Йиву

Йиву, или Гебо, Руну Дара, можно использовать несколькими способами. Самое непосредственное применение в путехождении она находит как средство состройки перекрестков, если в этом возникает нужда. (Чтобы оставить вешку на перекрестке, используйте связанную руну, состоящую из Райдо и Ийву.) Кроме того, можно использовать ее в символическом смысле — чтобы вложить хаминью в дар, который вы кому-либо вручаете. Нанося Йиву на любой подарок, вы тем самым присовокупляете к нему небольшую часть собственной хаминьи, и так он становится гораздо более ценным. Хорошо работает она и как средство благословления даров. Кроме того, мне доводилось призывать силу этой руны, чертя ее в воздухе и произнося: «Вручаю тебе этот дар», — когда кто-нибудь отказывался принимать безвозмездный подарок (в основном из-за того, что не верил в его безвозмездность). От этого получатель обычно расслабляется и принимает дар более охотно. Разумеется, такой дар должен действительно идти от чистого сердца и не требовать никакой компенсации; если же вы втайне будете надеяться, что получатель в каком-то смысле станет вашим должником, это может лишить вас всех подарков, которые вы могли бы получить в будущем. Призывать Йиву таким способом можно лишь с открытым сердцем и без задних мыслей.

Чертить Йиву следует указательным и средним пальцами, сложенными вместе. С какой стороны вы начнете — неважно, но обе линии следует проводить сверху внизу. Цвет этой руны — розовый.

Иса

Иса, или Ис, Руна Сосульки, — классическое магическое средство остановки процессов. С ее помощью можно «склеить» предметы, сложенные слишком шатко, «приморозить» что-нибудь к земле (теоретически, посторонние по-прежнему смогут поднять эту вещь, но им будет очень неохота это делать), а при большом опыте работы — даже остановить что-нибудь или кого-нибудь на полном ходу.  Если вы использовали руну Гар и она потащила вас вверх или вниз слишком быстро, Иса может временно остановить «лифт», так что вы успеете собрать вещи и сойти. Кроме того, Иса замедляет разложение и защищает вещи от нагревания, так что ее полезно рисовать на любых вместилищах из нестойкого материала. Наконец, Иса — хорошая вешка и магнит для Нифльхейма: если вы захотите попасть туда, можете использовать эту руну.

Чертится Иса большим пальцем, сверху вниз. Ее цвет — бледно-голубой цвет льда или белый.

Хагалаз

Хагалаз, или Хэйл, используется в путехождении для того, чтобы сделать какое-нибудь место несчастливым или учинить в нем хаос. Единственное этичное ее применение — для спасения от врагов, которые за вами гонятся безо всякой на то законной причины. На местность, подвергнутую действию этой руны, могут обрушиться самые разнообразные беды — от плохой погоды до нашествия вредных насекомых или массового повала деревьев, — а, между тем, в этих краях могут обитать ни в чем не повинные существа, не заслуживающие подобного обращения. Когда решите воспользоваться этой руной, подумайте о том, что причиненное зло может к вам вернуться. Например, руна может привязаться лично к вам, а не к местности, и тогда сумятица и хаос начнут повсюду следовать за вами по пятам. Конечно, поймать вас станет труднее, но, поверьте, веселого в этом мало. Так что, если надумаете наложить Хагалаз на какую-нибудь местность, не спешите. Поговорите сначала с тамошним духом земли и попросите разрешения; и если он будет против, не делайте этого. Даже если вы и впрямь очень торопитесь, постарайтесь придумать какой-нибудь другой способ.

Хагалаз чертится указательным пальцем. Все линии проводятся снизу вверх, сначала — две вертикальные, затем — наклонная. Цвет этой руны — темно-серый.

Дагаз

Дагаз, или Дэй, — это Руна Рассвета и Летнего Солнцестояния. В путехождении она используется для работы с циклами времени. В каждом из Девяти миров — своя система времен года, и если в одних мирах она подобна нашей, земной, то в других — не имеет с ней ничего общего. Не стану утверждать, будто знаю все о продолжительности года и цикле сезонов в каждом из миров, но Дагаз — знает. Наложите ее на карту Девяти миров — и она даст вам некое смутное ощущение того, какое время года сейчас стоит в том или ином мире. Иногда бывает легче настроиться на тот мир, в котором погодные условия подобны здешним (так, из холодной северной зимы легче всего попасть в Нифльхейм, а из юго-западных пустынь — в Муспелльхейм), так что если вы начертите Дагаз в воздухе, она автоматически притянет вас в мир, самый близкий по климату и погоде той местности, в которой вы находитесь. Пройти весь путь она не поможет — просто даст ощутимый толчок в нужном направлении, чтобы вы поняли, куда идти.

Чертится Дагаз сложенными вместе указательным и средним пальцами. Начните от нижнего левого угла и продвигайтесь далее в любом направлении. Ее цвета — разные оттенки оранжевого и желтого.

Уруз

Уруз, ил Ур, — Руна Дикого Быка. Она символизирует силу, так что ее можно нанести на любой предмет, нуждающийся в укреплении, в том числе и на себя самого. С ее помощью можно укреплять опоры и шесты, чтобы они не повалились под сильным ветром, или ремни тяжелой сумки, чтобы они не порвались в пути, или натянутые до предела веревки. Если хотите прибавить себе физической силы, начертите Уруз средним пальцем на одном или обоих бицепсах. Чтобы укрепить сердце, изобразите ее на своей сердечной чакре; чтобы укрепить волю — на солнечном сплетении. В обоих этих случаях, чертя руну, делайте глубокий вдох, как будто хотите впитать ее энергию через кожу. Уруз — очень мужская руна, и некоторые люди женственного склада жаловались, что под ее влиянием они становятся «мужиковатыми», по крайней мере, на какое-то время, — так что на всякий случай имейте это в виду. 

Уруз чертится большим пальцем, начиная от нижней точки более длинной вертикали. Ее цвет — темно-серый.

Ак

Ак, Руна Дуба, — это символ силы, но не столько активной, деятельной мощи, сколько выносливости. Сила Ак — более женственная, хотя ее женственность не имеет ничего общего со слабостью или пассивностью. Это руна Ангрбоды, заключающая в себя энергию «великанши». Ак помогает в долгом, трудном пути, когда вам начинает казаться, что вы не можете сделать больше ни шагу. Начертите ее на своей обуви или наложите прямо себе на ноги и стопы, а если несете тяжелый груз — то на спину.

Ак чертится указательным пальцем, таким же образом, как Ос. Ее цвет — коричневый.

Совелу

Совелу, или Сийил, — Руна Победы и Руна Солнца. В одном из магических применений она повышает шансы на победу в битве (для этого ее нужно начертить в области сердечной чакры), но в путехождении она чаще всего используется, чтобы заставить солнце выглянуть из-за облаков. Если начертить ее на конце палки, та укажет направление на солнце, скрытое за густым покровом туч, и тем самым позволит определить время суток. Если же наложить ее на карту Девяти миров, Совелу поможет почувствовать, в каком из миров сейчас время ближе всего к полудню — моменту, когда солнце достигает самой высокой точки своей пути.

Совелу чертится указательным пальцем, в направлении сверху вниз. Ее цвет — желтый или золотой.

Инг

Инг — Руна Жертвы, и в этом качестве она используется как метка на подношениях. Если вы просто оставите что-то лежать на земле, нет гарантии, что местные жители поймут, зачем вы это сделали. Но если нанести на предмет руну Инг — магически или физически, — в нем определенно распознают религиозное подношение. Особенно уместно помечать таким образом подношения, которые вы вручаете богам или оставляете на алтаре.

Инг чертится сложенными вместе указательным и средним пальцами. Нарисуйте ее как две буквы V, положенные набок; чертите обе снизу вверх, начав с левой. Цвет Инг — золотой.

Юр

Юр, Руна Лука, полезна по мелочам. Если вы сбились с пути или не можете собраться с мыслями, начертите ее у себя на лбу, чтобы сосредоточиться. Нанесите ее на лук и/или стрелу, чтобы придать точность выстрелу. Поскольку эта руна также связана с ремесленной работой, можете изобразить ее на инструментах своего ремесла, чтобы они стали послушнее. По этой же причине Юр может использовать как вешку для Нидавеллира.

Чертится Юр большим пальцем. Начните чертить ее тем же способом, что и Уруз, затем добавьте центральную линию сверху вниз, а затем — поперечную, если вы ее используете. Цвет этой руны — синий.

Йера

Йера, или Джер, — Руна Урожая, открывающая самый простой и быстрый путь в Ванахейм. Из нее получается прекрасная вешка для этого мира, полезная в тех случаях, когда вам не удается туда добраться другими путями. Можете начертить ее в воздухе или же, если вы совершенно запутались и потеряли ориентацию в пространстве, — нарисовать на земле и встать на нее: так она притянет не вас к Ванахейму, а Ванахейм — к вам.

Чертится Йера большим пальцем сверху вниз, как две буквы V; если же вы хотите использовать позднюю версию этой руны, проведите вертикальную линию снизу вверх, а затем добавьте ромб, начав от верхней точки. Цвет Йеры — зеленый.

Вуньо

Вуньо, или Вюн, — Руна Света. Ее можно использовать как магический фонарь в темных местах, но не забывайте, что на свет может прийти кто угодно, в том числе — и всякие опасные твари; так что, пожалуй, полезнее научиться видеть в темноте, чем пользоваться этой руной как светильником. Из Вуньо получается хорошая вешка для Льоссальвхейма: если вам трудно отыскать этот мир, она вас туда притянет.

Чертится Вуньо указательным пальцем. Вначале проведите вертикальную линию снизу вверх, затем — наклонные, сверху вниз. Цвет этой руны — белый.

Перт

Перт, или Пеорт, — Руна Пещеры, Тайны и стаканчика для игральных костей. Она связана с Источником Вирда и может указать вам, в каком направлении тот находится. Можно попытаться с ее помощью связаться с Норнами или отыскать непосредственно Источник. Если вы хотите использовать ее как вешку для Источника, не забывайте, что в этом месте должен быть какой-нибудь водоем, и используйте Перт вместе с Лагуз.

Перт чертится сложенными вместе указательным и средним пальцами, начиная с верхнего открытого угла. Цвет этой руны — черный.

Квеорт

Квеорт, Руна Погребального Костра, — это руна Сурта и хороший магнит и вешка для Муспелльхейма. Также ею можно сопровождать жертвы, предназначенные для сожжения; и, кроме того, Квеорт очищает пищу — не делает ее более питательной, как Беркана, но может сжигать наложенные на нее чары. В результате еда становится совершенно безопасной, но на вкус может казаться подгоревшей или вообще безвкусной, так что будьте осторожны.

Квеорт чертится сложенными вместе указательным и средним пальцами, так же, как Эйваз, но начинать следует с добавочных «хвостиков». Цвет этой руны — темно-красный.

Эар

Эар, Руна Могилы, — магнит и вешка для Хельхейма, Страны Мертвых. В какое именно место Хельхейма она вас приведет, зависит от ваших отношений с Хелой, владычицей этого мира. Вы можете очутиться где-нибудь посреди Хельвега — Дороги в Хель, — и тогда вам останется просто идти вперед, пока не дойдете до цели (если вы хотите попасть именно на Хельвег, используйте Эар в сочетании с Райдо); а можете оказаться и у самых врат Хельхейма или даже внутри, хотя последнее маловероятно, если вы никогда не бывали в Хельхейме прежде и не получили разрешение на повторный вход. Кроме того, Эар можно использовать при попытках общения с Мертвыми. Это руна Хель, и если вы будете использовать Эар на ее территории, то привлечете ее внимание, так что будьте осторожны и не тревожьте ее подданных попусту.

Чертится Эар указательным пальцем. Сначала проведите вертикальную линию снизу вверху, а затем добавьте две V, продвигаясь справа налево. Цвет Эар — черный.

Стан

Стан, Руна Замкового Камня, в путехождении может применяться как нейтральная вешка. С ее помощью можно установить вешку там, где другие руны в этом качестве неприменимы; кроме того, можно добавить ее к другим рунам для усиления вешки. Иногда приходится помечать какое-то место, к которому вы намереваетесь потом вернуться, и Стан поможет вам отыскать его вновь в целости и сохранности, хотя действует она в лучшем случае день-другой.

Чертится Стан большим пальцем, от нижнего правого угла. Ее цвет — серый.

Отила

Помните, как Дороти трижды поворачивается на каблуках и произносит: «Нет места лучше дома!»? Это и есть Отила, или Этел, Руна Родной Земли. Она сможет привести вас прямо домой, если никто не будет активно ей препятствовать. Лучше всего этот способ срабатывает, когда в вашем родном мире заготовлена какая-нибудь вешка с Отилой и если вы физически находитесь на своей родной земле, там, где живете постоянно. Когда вы путешествуете не «дома», а в местности, которая физически вам незнакома, — например, в каком-нибудь плохо исследованном лесу или парке, — Отила может и подкачать. Поэтому в случае, если вы хотите использовать Отилу именно для возвращения домой, а не, допустим, для установления связи с местным духом земли или укрепления собственной воли, то заранее познакомьтесь с местом, в котором будете работать, регулярно посещайте его и хотя бы несколько раз там поешьте. Сидите там, возитесь в траве, поглаживайте деревья — одним словом, делайте все, чтобы это место стало восприниматься как безопасное и привычное. Мысленно навещайте его, даже когда находитесь дома. Так у руны появится, за что уцепиться. А если вы путеходствуете по своему собственному участку земли, можете соорудить какую-нибудь постоянную вешку — например, выложить руну Отила из камней.

Чертится Отила мизинцем, начиная от нижней левой «ножки». Ее цвет — коричневый.