Средства и методы

Отрывок из книги «Кони духов: пути шаманизма Северной традиции»

«Вызвать» одержимость искусственными средствами невозможно; по-видимому, самое качественное и полноценное одержание происходит тогда, когда дух или бог объявляет о своем приходе заранее — будь то за миг или за несколько дней, — а потом просто вселяется в его тело без дополнительных предупреждений. Однако существуют некоторые вспомогательные средства, особенно полезные в тех ситуациях, когда церемониальное одержание планируется как часть какого-нибудь религиозного обряда, открытого для публики. Во-первых, лошадка должна уделять много времени служению тому духу или богу, которого ей предстоит в себя впустить, и установить с ним достаточно прочные отношения. Если служитель не может поддерживать с этим богом или духом осмысленную беседу, тот едва ли сможет оседлать его, а даже если и сможет (поскольку многие духи гораздо сильнее и больше нас и могут добиться своего силой, если человек в принципе предрасположен к одержимости), все равно надо иметь в виду, что полюбовное соглашение не в пример лучше насилия.

Во-вторых, практика показывает, что одержанию эффективно способствуют так называемые «костюмы духов» — церемониальные одеяния, которые принадлежат только данному божеству и в которые человек облачается только для того, чтобы этот бог его оседлал. Роль такого «костюма» может исполнять что угодно — от одного-единственного ювелирного украшения до полного облачения, включающего множество различных аксессуаров. Если кому-то доводилось наблюдать посвятительные обряды корейских шаманов, на него наверняка произвела впечатление церемония, в которой духовидец переодевается в разные ритуальные костюмы, сменяя несколько десятков облачений, чтобы таким образом выяснить, какие из духов согласятся войти в него и стать его помощниками. Через некоторое время, а иногда уже и после первого раза, костюм насыщается магией настолько, что становится настоящими вратами, через которые божество может войти в любую лошадку, кроме разве что самых неподатливых, норовистых или зашоренных. Само собой разумеется, что такие церемониальные костюмы не следует использовать ни в каких других целях (в частности, они не годятся для ритуалов, не подразумевающих одержания).

Чаще всего божеству бывает приятно, когда рядом с ним находится прислужник, подающий ему пищу, питье или иные подношения. В полномасштабных групповых ритуалах желательно приставить к каждому воплощенному божеству не только личного прислужника (мы называем их «пажами»), но и «стюарда», который будет иметь дело с людьми, желающими обратиться к божеству, и следить за тем, чтобы они вели себя подобающим образом и подходили по очереди. Кроме того, для такой церемонии потребуются, по меньшей мере, один барабанщик и один администратор (заведующий общей организацией мероприятия), жрец или жрица, чья задача — читать инвокации и вести ритуал в той его части, которая не относится непосредственно к одержанию, и, разумеется, команда поддержки, которая поможет лошадке подготовиться к церемонии, а затем вернуться в обычное состояние (иногда эти обязанности берут на себя «пажи»).

Группы, проводящие открытые церемонии одержания европейскими божествами, могут столкнуться с тем, что наши боги иногда желают секса в качестве подношения. Афро-карибские божества так долго просидели под одеялом католицизма, что секс с прихожанами их больше не интересует, но наши боги все еще не отвыкли от древних обрядов и иногда рассчитывают, что их почтят традиционным образом. Пока никто не успел вскипеть праведным гневом, поспешу добавить, что почти никто из наших божеств не обращается с подобными предложениями к тем, кто сам изначально не заинтересован в контакте такого рода. Похоже, глаз у них наметанный: они без труда выделяют из толпы тех, кто примет их приглашение с радостью. Если среди присутствующих таких людей нет, то и вопроса о сексе не возникнет. (Единственное исключение из этого правила — Локи и другие боги-трикстеры; о том, как обращаться с Локи, см. в следующей главе.) Но если вы знаете, что кто-то из присутствующих воспримет такую идею с удовольствием, можно отвести им роли «пажей» и заранее подготовить уединенное место, если они не выразят желания заниматься сексом прилюдно. Предусмотреть такой поворот событий особенно важно, если церемония посвящена божествам плодородия — таким, например, как Фрейр или Фрейя. По опыту могу сказать, что безопасный секс и защита от обмена телесными жидкостями не вызывают у богов особого энтузиазма, но если оговорить это заранее, они возражать не станут.

Что касается психодуховных механизмов, способствующих одержанию, то лучше всего начать со спокойной медитативной Открытости (достичь которой можно средствами одного из остальных семи путей). Важно также предварительно очистить тело, которое станет сосудом для божества. В нашей ритуальной группе есть специальная команда, отвечающая за подготовку лошадки: они купают и облачают того, кто собирается принять в себя божество, поют ему песни и так далее — одним словом, обращаются с ним как с вотивным объектом. Помимо прочего, эти ритуальные действия помогают самой лошадке почувствовать себя подарком богу и понять, что вся эта суета затеяна не ради нее, а ради божества, которое она в себя примет. По окончании ритуала та же команда ухаживает за лошадкой — подносит ей воду, еду и теплое одеяло, уводит от посторонних глаз, помогает снять ритуальный костюм и обеспечивает все необходимые условия для отдыха.

Как уже давно открыли для себя жрецы афро-карибских религий, успешному одержанию весьма способствует барабанный бой. У них есть специальные (и хранящиеся в строгой тайне от непосвященных) ритмы для каждого из ориша и лоа, которые помогают призывать и удерживать их (подробнее об этом можно прочитать в главе о Пути Ритма). Мне сказали, что такие ритмы существуют для каждого божества, но те из них, что связаны с богами северной традиции, давно утрачены. Один из них я восстановил — и намереваюсь открыть еще и другие. Однако и самый простой равномерный бой помогает богу удерживаться в теле лошадки, а лошадке — оставаться расслабленной и не выходить из транса.

В наши дни появляется все больше и больше неоязыческих групп, экспериментирующих с различными уровнями одержимости, но при этом наблюдаются и некоторые тенденции, внушающие беспокойство. Встречаются такие группы, которые полагают, что работать лошадкой может любой человек, независимо от внутренних настроек (и, более того, что это можно проделывать безо всяких опасных последствий). Чтобы добиться желаемого результата, группа выбирает одного человека на роль лошадки и оказывает на него психологическое давление, чтобы его собственная душа «съежилась» и «забилась в уголок», освободив место для божества. Затем остальные участники обращаются к божеству и вовлекают его в тело лошадки. С нашей точки зрения, этот прием нехорош по целому ряду причин, даже если с его помощью удается достичь не просто аспектирования, а полноценной одержимости. Во-первых, как показывает наш личный опыт, одержание может оказывать тяжелую нагрузку на психику. Чтобы человек принял в себя божество, его духовный «сфинктер», да простится нам это выражение за неимением лучшего, должен широко раскрыться. Для того чтобы безболезненно принять в себя что-то большое, он должен находиться в состоянии расслабленной, спокойной открытости — точно так же, как обстоит дело с физическими сфинктерами. Если же кто-то попытается насильно раскрыть его извне, результат будет, мягко говоря, неоднозначным: это может повлечь за собой тяжелую травму и даже душевную болезнь. С нашей точки зрения, если лошадка не может раскрыться в достаточной мере, это означает, что у нее попросту нет врожденной духовной предрасположенности к подобному опыту (в чем она совершенно не виновата!) или же она к этому не готова по каким-то собственным внутренним причинам, разбираться с которыми следует отдельно, в свое время и своим чередом. Одержание и само по себе становится тяжелым потрясением для души, а уж если вокруг толпится куча людей, загоняющих ее в это состояние насильственно, то серьезная травма для психодуховного комплекса обеспечена на все сто.

Кроме того, наша практика показывает, что ни одна лошадка не способна принять в себя любого духа без исключения. Здесь работает принцип «подобное притягивает подобное» — или, по меньшей мере, требуется некоторая совместимость. Но совместимость такого рода не всегда очевидна: пока не попробуешь, не узнаешь. Как «черный шаман» (в том смысле, который вкладывают в это понятие в Сибири, а не в смысле бредового западного стереотипа, приравнивающего «черное» к «злому») и слуга Госпожи Смерти, я и представить себе не мог, что когда-нибудь стану конем для Фрейра, Золотого Вана, — и, тем не менее, у нас с ним сложился договор, по которому он седлает меня раз в году на Ламмас, и все всегда проходит удачно; мое темное нутро нисколько не протестует и, более того, в нем даже остается кое-какой осадок здоровья и света. Другой мой наездник, Бафомет, совместим со мной куда более явно: он, как и я, двупол и, подобно моей госпоже Хеле, связан с той частью природного цикла, которую принято описывать как гниение. Помимо них, я ежегодно принимаю в себя древнего, первобытного Охотника, который превосходно сочетается с моей хищнической натурой. Но когда одна земная супруга Анубиса искала лошадку для своего мужа на время церемонии, я хотел было предложить свою кандидатуру — и услышал от богов громкое «нет!», несмотря на то, что Анубис тоже связан со Смертью.

Проблемы могут возникать не только с психологической, но и с физической совместимостью. До того, как мой организм не перестроился и не стал ближе к мужскому, я иногда служил лошадкой Лилит. Это довольно-таки маскулинная и изрядно волосатая богиня, но все же в основе своей — женщина, и после того, как я перешел на другую сторону границы между мужским и женским, она перестала использовать мое тело. Некоторые божества безо всяких возражений пользуются телами другого пола, совершенного отличного от них физического склада или с другими (в том числе и ограниченными) физическими возможностями. А некоторые, наоборот, исключительно разборчивы — таковы, например, все богини любви и многие «мачообразные» и ориентированные на физическую мощь боги войны. Если вы не подходите как лошадка какому-либо конкретному духу или божеству, это не повод для огорчений и личных обид. (И точно так же не стоит огорчаться тем, кто вообще не приспособлен работать лошадкой. Я, например, никогда не стану знаменитым баскетболистом или гениальным математиком. Ну и что с того?) У богов есть свои предпочтения, и мы должны их уважать. Некоторые современные язычники полагают, будто любая тренированная лошадка должна уметь прокатить на себе любое божество, однако подтверждений тому на практике не находится — по крайней мере, в нашей традиции. И вообще, откровенно говоря, если вы принимаете любых богов и обходитесь при этом без побочных эффектов — а то и вообще безо всяких ощутимых последствий, — то мы позволим себе всерьез усомниться, что речь идет о настоящем, полноценном одержании. Последнее никогда не дается легко. Впрочем, даже если вы всего лишь аспектируете, ничего страшного: это само по себе неплохо — и не сопряжено с такой тяжелой нагрузкой на астральное тело.

И здесь, опять-таки, возникает проблема гендера. Если рассматривать духовидцев в целом, как популяцию, то процент представителей третьего пола окажется в ней довольно значительным — если включать в эту подгруппу все разнообразные варианты, от транссексуалов в строгом смысле слова и до женственных мужчин и маскулинных женщин. Причины этого явления, наблюдающегося по всему миру, рассматриваются в главе, посвященной эрги, а здесь достаточно будет сказать, что человеку, занимающему промежуточное гендерное положение, носить на себе богов обоих полов одновременно и легче, и труднее. Обычно все-таки легче, особенно если ваш астральный пол достаточно подвижен и вы не испытываете дискомфорта от смены гендерных ролей, потому что многие боги требуют от лошадки проявлять мужские или женские черты лишь до определенной степени (и степень эта варьируется в зависимости от конкретного божества) и не нуждаются в мужском или женском теле модельного образца. Но иногда бывает и труднее, потому что есть некоторые божества, которые безоговорочно требуют классическое мужское или женское тело и не удовольствуются лошадкой третьего пола. Впрочем, мужчины и женщины, не выходящие за рамки одного гендера, тоже не могут служить лошадками для доброй половины этой группы, так что в общем и целом обладатели промежуточной гендерной идентичности определенно остаются в выигрыше.

Поскольку я от рождения обладал признаками обоих полов и до сих пор живу «где-то посередине», одержание божествами как мужского, так и женского пола не доставляет мне неудобств — при условии, разумеется, что они совместимы с начинкой моей собственной головы и приемлемы с точки зрения моей богини-покровительницы. Как правило, божество просто требует, чтобы я сначала принял соответствующий пол на астральном плане, а затем уже входит в мое тело. Например, Хела может оседлать меня безо всяких проблем, если я придам своему астральному телу женский облик, несмотря на то, что мое физическое тело в настоящее время — скорее мужское, чем женское. Если ваша гендерная идентичность полностью совпадает с биологическим полом, но вы все равно хотите послужить лошадкой богу или богине противоположного пола, можете расспросить какого-нибудь духовидца-трансгендера о том, как менять пол на астральном уровне. Только не забудьте потом вернуть астральному телу исходный пол — иначе вас все время будет преследовать ощущение какого-то смутного неудобства. Разумеется, при необходимости божество противоположного пола способно воспользоваться вашим телом и безо всех этих астральных превращений, но в этом случае оно само может внести нужные ему коррективы, и последствия этого вмешательства на какое-то время сохранятся, если только вы сами не осознаете, что произошло, и не сумеете это исправить. Поэтому технику астральной смены пола все же стоит освоить — тем более что неосознанные отклонения от естественного для вас астрального пола могут плохо сказаться на сексуальной функции.

Еще одна возможная причина, по которой лошадка может оказаться непригодной для какого-либо определенного божества или даже целого класса или пантеона божеств, — конфликт энергий этих богов с энергиями божества-покровителя данного духовидца. В пантеонах северной традиции подобные конфликты случаются между богами, враждующими или просто не особо ладящими между собой. Так, служитель Локи, скорее всего, не сможет послужить лошадкой Хеймдаллю, а конь Фарбаути не сможет носить на себе Одина. При этом линия конфликта не всегда проходит по границе между пантеонами: я, например, способен принять кое-кого из ванов, а некоторые духовидцы, в основном работающие с асами, могут принимать и йотунов. Но, в целом, если у вас есть божественный покровитель (а если нет, мы настоятельно советуем таковым обзавестись, чтобы было кому прикрывать вам спину), он почти наверняка будет указывать, кого вам можно катать, а кого нельзя, и этим указаниям вам придется следовать. Нарушать их было бы невежливо и неуважительно.

И, наконец, как и во всякой работе, рассчитанной на участие духов, при подготовке церемонии, включающей в себя одержание, заранее продумайте, что вы будете делать, если у вас что-то не получится или божество не явится на зов. Мы категорически не рекомендуем лошадкам имитировать одержимость перед публикой, даже если им кажется, что прихожане все равно не распознают обман. Некоторые могут и распознать, но не это главное: главное — то, что это оскорбительно для божества, за которое вы себя выдаете, и оно может на вас рассердиться. Лучше на всякий случай подготовить запасной ритуал, которым при необходимости можно будет заменить объявленную церемонию; или же, как вариант, лошадка может выйти к прихожанам и сказать, что с ними сейчас будет общаться символ бога или богини X и все, что они ему скажут, бог или богиня X обязательно услышит. (Последнее можно утверждать, не кривя душой, потому что бог или богиня X обычно слышат людей и тогда, когда те обращаются к их деревянным изображениям; иначе говоря, лошадка в такой ситуации не становится сосудом для божества, но остается вотивным объектом.) Вести себя честно — куда важнее, чем угодить толпе, особенно в такой ситуации, когда обман запросто может выйти вам боком.