Тело и Древо: Путь Плоти

Отрывок из книги «Кони духов: пути шаманизма Северной традиции»

Они вдвоем обходят костер по кругу, и красные отсветы огня пляшут на их обнаженных телах. Обращения к стихиям в этом обряде не звучат, хотя женщина и напевает на ходу какой-то негромкий, мягко скользящий гальд. Главное чувство этой ночью — осязание. Женщина протягивает руки на восток, где лежит веер, связанный из перьев; она проводит этими шелковистыми перьями по руке мужчины и легко обмахивает его, чтобы он ощутил и нежное касание ветерка. Ансуз. Мужчина протягивает руки на юг, где лежат меховые шкуры, согретые огнем костра; он поднимает их и поглаживает женщину этим мехом, воплощением тепла и чувственности, — сверху вниз по спине и поперек груди. Вуньо. На западе оба погружают руки в чашу с водой, благоухающей фиалками, и окропляют друг друга. Лагуз. На севере оба катают в ладонях и передают друг другу гладкие округлые камешки и отполированный деревянный фаллос, сияющий в свете костра. Манназ. И вот уже под руками — не священные предметы, а живые тела; и оба опускаются на расстеленное чуть поодаль покрывало, очерченное меловым кругом рун. И небо кружится над ними звездным колесом, и два тела сплетаются в одно. Гебо. Слава Зеленым, слава Златым, Близнецам, дарующим жизнь бесплодной земле, слава Госпоже весенних цветов и Господину осеннего урожая!

Что делают эти тела, как они касаются друг друга, что и во что погружают, — все это важно, но, с другой стороны, совершенно неважно. Важно то, какая энергия пробуждаются в них, между ними. Сначала — дыхание: под пальцами, скользящими по коже, два ритма сливаются в общий, один, сердце — к сердцу. Онд. Ветер, овевающий тела, раздувает костер, и пламя взметается к небу: крошечная частица того первозданного жара, что когда-то растопил первозданный лед. Лит. Под любовными ласками этот огонь поднимается вверх, вдоль спинного хребта. И вот уже ветер становится резче, налетает порывами, выбивает из ритма то женщину, то мужчину, но оба они возвращаются к мерным движеньям. И вот возникает связь, единение плоти, слияние в хаме: в эти мгновенья она — одна на двоих. Лих. И вот, наконец, вихрь возносит их на вершину. О Госпожа, да будет зеленой в этом году земля, на которой мы — вместе! Да взойдут из-под земли ростки, как восходит и воспаряет к небу наша страсть! О Господин, да будет щедрым урожай, который принесем мы на алтарь твой! Это наш дар: мы приносим вам лучшее, что у нас есть. Вод. И в отблесках костра кружится звездным колесом небо.

Открываясь друг другу, эти двое Открываются и силам, которые смотрят на них, смеются, касаются и благословляют их. Искры зелени и злата пляшут у них под веками; в этот миг они оба едины с самой Землей — и понимают, что это значит. Под руками их в почву вливается поток силы — или это сами боги направляют его в лоно земли? И долго еще они лежат, обессилев, но все же не разжимая крепко сцепленных рук. Это — Обряд Весны.

 

Путь Плоти — это путь сексуальной магии, на котором в качестве основного орудия работы используется энергия, порожденная сексуальными действиями. В дошедших до нас исторических источниках о сексуальной магии в Северной традиции сведений почти не сохранилось, да и те немногие, которые все же можно отыскать, выставляют подобные практики в наихудшем свете. Учитывая, что авторами большинства этих текстов были христиане, удивляться здесь нечему. Однако и до перехода в христианство сексуальная магию в этой культуре, по-видимому, оставалась достоянием профессиональных духовидцев или жрецов-ритуалистов. Подобно традиционной тантре (не путать с неотантрическими системами, приобретшими популярность в Америке в наши дни!), это была религиозная традиция, и говорить о ней прилюдно, по-видимому, было не принято. А из этого следует, что в реконструкции северной сексуальной магии письменные источники нам не помогут.

Но сексуальная магия — это биологический процесс, основанный на физиологических реакциях, общих для всех людей по всему миру. И хотя методы и цели сексуальной магии в различных культурах весьма разнообразны, в основе ее всегда лежат одни и те же принципы. Поэтому вполне возможно и уместно вывести некий синтез учений, сложившихся в других культурах (по крайней мере, в той части, которая опирается на одни и те же, общие для всех, биологические факты), и применить его к Северной традиции, дополнив советами подходящих богов и духов. Иногда боги и сами готовы выступить в качестве учителей: об этом не так уж часто говорят вслух, но в действительности нашим богам нравится заниматься с нами сексом, и ритуальная мастурбация, которую духовидец совершает в честь какого-нибудь божества, довольно часто переходит в непосредственный сексуальный контакт с этим богом или богиней. Если вы преподносите свое сексуальное возбуждение и наслаждение в дар божеству, есть вероятность, что божество придет забрать этот подарок лично, а в процессе откроет вам что-нибудь новое о Пути Плоти.

 

Но чем же сексуальная магия Северной традиции отличается от других подобных систем? Какова она «на вкус»? Она энергична и ориентирована на согревание, потому что сложилась она в холодных северных странах. Это не столько секс ради рождения детей, сколько выработка тепла, противостоящего льду. Это порождение и укрепление чувства общности, порождение и укрепление связей. Соединение тел порождает узы общности. В этом отношении северную сексуальную магию можно уподобить обычаю сауны. Представьте себе, что вы прошли миль пятнадцать через мороз и метель, — и какое это счастье: добраться, наконец, до человеческого жилья, особенно если двери его гостеприимно распахнуты, а внутри вас ждет уютное место у очага! Перенесите эту метафору на секс, и вы все поймете: теплая постель и уют человеческого тела — вот квинтэссенция гостеприимства.

— Лидия Хеласдоттир

 

Обсудив этот вопрос с духовидцами, которые действительно занимаются подобными практиками, а не только рассуждают о них теоретически, можно сделать вывод, что в Северной традиции существует три разновидности, или три различных «вкуса», сексуальной магии. Различия определяются пантеоном, с которым вы работаете. Самый распространенный и самый доступный для среднестатистического человека вариант — это сексуальная магия ванов. Ее покровители и наставники в ней — разумеется, Фрейр и Фрейя. Это сексуальная магия обычных людей, служащая для установления связи с духом природы и плодородия. Она имманентна, а не трансцендентна. Кто бы ею ни занялся, она очень быстро выведет его на контакт с архетипической энергией созидания и продолжения жизни. Она земная, радостная и проникнутая духом совершенного равноправия. В основе ее лежит телесное приобщение к той силе, которая вечно движет циклы природы и ход всего сущего. Она поддерживает статус-кво: до тех пор, пока все повторяют одно и то же из года в год, Жизнь продолжается.

Сексуальная магия ванов не лишена своеобразного молитвенного аспекта — в том смысле, что мы как будто говорим: «Смотрите, смотрите, мы нарабатываем такую прекрасную, теплую энергию! Так пусть же, пожалуйста, поскорее вернется лето!» (или «пусть олени принесут приплод», «пусть вырастет побольше мха» и так далее). Подобная магия — очень бытовая; она не имеет ничего общего ни с ритуальной сексуальной магией, в которой вы ставите перед собой конкретную цель и выполняете строго определенные церемониальные действия для ее достижения, ни с сексуальной магией шамана, который использует секс как средство для перехода в измененное состояние сознания. Дух равноправия, свойственный магии ванов, подразумевает, что оба партнера должны нарабатывать энергию в равной мере. В этом отношении она больше всего похожа на тантрический идеал Шивы-Шакти, энергии которых сливаются в единое целое. Это ритуальный секс Майского шеста: Зеленый Человек и Майская Королева возводят столп энергии, простирающийся от земли до самых высоких небес. Магия ванов — это «срединный путь» северной сексуальной магии: она основывается на энергиях Мидгарда и Ванахейма, а не крайних миров, расположенных ближе к вершине и корням Мирового Древа.

Заниматься этой магией можно и без партнера, и в однополом союзе, хотя с партнером другого пола достичь результатов будет проще всего. Практика одиночной сексуальной магии ванов отразилась в рассказах о том, как мужчина выкапывает яму в земле и изливает в нее семя, принося его в дар самой Земле, энергетически соединяясь с Нею как с Возлюбленной. Некоторые мои знакомые женщины с той же целью использовали как орудие ритуального секса куклу из колосьев, ветку, срезанную с дерева, или даже само дерево. Все это срабатывает, потому что в ходе такой практики божество действительно приходит к вам, воплощается в природном мире и занимается с вами любовью. Если вы изберете путь ванов и захотите вступить в союз с богами подобным образом, отправляйтесь на природу, в какое-нибудь уединенное место, и спросите, в какой форме желает воплотиться богиня или бог, союза с которым вы ищете. Похоже, что для этой практики действительно важен какой-то физический, природный «якорь». Например, всякий, кому доводится служить лошадью Фрейру, убеждается, что размеры его человеческого фаллоса совершенно не имеют значения: тот в любом случае не выдерживает сравнения с фаллосом божества. Поэтому зачастую самый удачный выход из положения дает освященный искусственный фаллос из природных материалов. Впоследствии этим фаллосом уже самостоятельно и даже без участия других людей могут пользоваться те, кто желает соития с Фрейром.

Магия, творящая Жизнь и призывающая плодородие, по природе своей гетеросексуальна, однако сексуальная магия ванов совершенно доступна и для тех, кого нельзя в полной мере причислить ни к мужчинам, ни к женщинам. Как Фрейр, так и Фрейя приветствовали в прошлом и по сей день приветствуют эрги — людей третьего пола, сочетающих в себе мужские и женские признаки. Как обнаружили некоторые служители Фрейра, у этого божества есть два отдельных культа — или, возможно, точнее будет сказать, что к нему ведут два пути): один — путь гетеросексуального мужчины, земледельца и домохозяина, мужа и отца семейства; другой же — путь женственного мужчины, шамана-жреца, облаченного в юбку с колокольцами. И Фрейр, и Фрейя — божества не только секса, но и любви, и для них всякая любовь хороша — и чем ее больше, тем лучше. И то же самое — с сексом.

Сексуальная магия ванов, не направленная на продолжение рода, служит либо для укрепления уз между людьми (независимо от того, кто именно ее использует), либо, собственно, в магических целях. Фрейя — не только богиня любви и плодородия, но и сейдкона. Она — Священная Блудница скандинавского пантеона, и сексуальная магия — один из даров, которые она может вручить человеку. Если вы стесняетесь называть ее Священной Блудницей, поймите, пожалуйста, что изначально этот титул был исполнен глубочайшего уважения и только с приходом христианства приобрел негативную окраску. Разделив ложе с четырьмя двергами в уплату за ожерелье Брисингамен, Фрейя, среди прочего, задала каждому из нас вопрос: «Чего ты стоишь?» Это вопрос каждой из божественных Блудниц, известных западной цивилизации. Фрейя точно знает, чего она стоит; она знает, что четыре ночи наслаждения ее телом и ее искусством любви, — достойная цена за самое прекрасное на свете ожерелье; и она не стыдится себя. Она — гетера, кадишту, та, что раскрывает объятия всем, но при этом не теряет совершенной власти над своей сексуальностью и своим выбором; та, что принадлежит лишь самой себе и никому другому. Чтобы быть сейдконой, нужна такая же независимость и такая же уверенность в себе.

У Фрейи есть и другие вопросы, на которые неплохо бы ответить духовидцу, решившему заняться сексуальной магией: «Что для тебя значит секс? Ценишь ли ты его? Пли все же считаешь грязным, либо недостойным тебя как разумного, рационального существа, либо, по меньшей мере, чем-то таким, что не должно занимать слишком высокого места в системе приоритетов? Если так, то этот путь — не для тебя. Или, возможно, тебе стоит научиться ценить секс сам по себе — не как средство для того, чтобы продолжить род, выразить любовь, исполнить долг, укрепить связи, утвердить свою привлекательность, получить внимание или привнести оживление в скучную жизнь, а просто как нечто самоценное. Доводилось ли тебе когда-нибудь заниматься сексом безо всяких низших мотивов — просто открываясь и отдаваясь этому опыту, безо всяких ожиданий, не преследуя никаких целей, кроме чистого удовольствия? Если нет, начинай этому учиться, пока всех этих посторонних целей и мотивов не стало слишком много».

Если Фрейя неизменно независима, то путь Фрейра — это путь добровольной жертвы. И даже не просто добровольной, а охотной и радостной. Каждый год идти навстречу Смерти как жених, со счастливой улыбкой и могучей эрекцией, — это для большинства из нас просто непостижимо. Когда от нас требуется принести жертву, мы делаем это с опаской или досадой, с угрюмой решимостью исполнить свой долг или еще с каким-нибудь неоднозначным чувством. И то, как Фрейр из года в год радостно жертвует собой ради блага урожая, ставит нас в тупик. Ученые пытаются объяснить его жертву метафорами — мол, это всего лишь колос, падающий под серпом, или фаллос, увядающий после семяизвержения; но если это нечто большее, чем метафора, что же это значит для нас?

Вот вопросы Фрейра, обращенные к духовидцу на этому пути: «Понимаешь ли ты, что эта энергия всегда эфемерна? Что, какую бы мощь ты ни накопил, вся она исчезнет в единый миг, как след на песке под волнами прилива? Что, как бы ты ни стремился удержать мгновение блаженства или догнать упущенное, оно все равно ускользнет? Понимаешь ли, что значит быть благодарным за то, что это было даровано тебе хотя бы на миг? И, что еще важнее: понимаешь ли ты, как выразить эту благодарность Вселенной при помощи твоего собственного тела? Сознаешь ли ты, что твое тело — это  микрокосмический образ Земли, и когда ты используешь его подобным священным образом, ты можешь собрать достаточно энергии, чтобы исцелить израненную плоть земли у тебя под ногами, — и она вернет тебе эту целебную силу сторицей?»

Фрейр и Фрейя — не только брат и сестра, но и любовники; многих это удивляет и пугает, но следует помнить, что они — не люди, и обычаи у них — не такие, как у нас. Они занимаются ритуальным сексом, чтобы породить энергию плодородия, изобилия и роста; благодаря их любовному соитию продолжается жизнь. Поэтому для обучения сексуальной магии ванов можно обращаться к ним двоим вместе, как к паре. То, что каждый из них не ограничивает себя в сексуальных связях (Фрейр женат на богине из йотунов, Фрейя — возлюбленная аса, и оба они то и дело вступают в союзы с представителями других рас), символически подчеркивает их сродство с Мидгардом —энергиями средней части Мирового Древа, связи которой простираются во всех направлениях. А их любовные отношения друг с другом дополнительно укрепляют это центральное положение.

 

Сексуальная магия асов — совершенно иная на вкус и зачастую не столь равноправная. Говоря конкретнее, если в операции участвуют двое, то один из них будет ведущим магом, фокусирующим намерение/энергию/работу, а другой будет обеспечивать стимуляцию и поддержку и служить «батарейкой» сексуальной энергии. Это не значит, что подобные неравноправные отношения должны распространяться и на всю остальную жизнь; более того, от одной операции к другой партнеры могут меняться ролями. Не подразумевает эта практика и какого-либо гендерного превосходства: распределение ролей в ритуале не зависит от пола. Но как только мы отклоняемся в ту или иную сторону от срединной области Древа, общая ориентация работы меняется, и в данном случае сексуальная магия приобретает направленность Вверх, к Восхождению, Высшему Видению, Творчеству и Влиянию Свыше. Поэтому ведущий маг а) физически занимает положение сверху и б) выполняет большую часть сексуальной работы как таковой. Второй партнер лишь воспринимает его воздействие, оставаясь пассивным; он получает сексуальную стимуляцию, но лишь для того, чтобы ведущий маг смог накопить нужное количество энергии для последующего использования. Подчеркнем еще раз, что физический пол здесь значения не имеет; в современном обществе распространено убеждение, что мужчина в сексе должен быть активным, а женщина — пассивной, но в нашей космологии дело обстоит иначе: в ней всегда хватало самоуверенных и напористых женщин, способных на достаточно агрессивную сексуальность и готовых принимать ответственность на себя.

Сексуальная магия асов может служить различным целям, но первая и самая важная из них заключается в том, чтобы помочь людям приблизиться к Богам и открыться Свету, изливающемуся с вершины Древа. В процессе это может быть нелегко (многим из нас трудно отвлечься от своих забот, чтобы принести Им в дар чистую сексуальную энергию), но в итоге практически безопасно. Это ваше с Ними личное дело, и в нем вы несете ответственность только перед Ними и друг перед другом. Магия этого рода этична и чиста, и угодить с ней в какие-нибудь неприятности маловероятно. Как отмечает Лидия, «вся сексуальная магия асов направлена на восхождение. Если прибегнуть к каббалистической модели, то Древо Жизни начинается с Завесы, преграждающей путь непосвященным, то есть, фактически, с вопроса: “А понимаешь ли ты хоть что-нибудь?” Далее следует Завеса Парокет, и ее преодоление — это поиски божественного света. Христиане связали бы эту тему с образом пылающего сердца. Даосы — с величайшей богиней милосердия Гуань-инь. Но суть всего этого — поиски божественного света как любви. Таков для меня путь асов: устремление к свету».

Божественная Чета, которая может лучше всех вас этому научить, — разумеется, Один и Фригг, которых связывает друг с другом особый тип иерогамии. Мы привыкли рассматривать их брак лишь как союз Военного Вождя с Хозяйкой Пиршественного Чертога или же Странника с Хранительницей Домашнего Очага, и забываем, что вдобавок они обеспечивают Асгард энергией священных брачных уз. Их призывают на свадьбах не только потому, что Фригг — «богиня домохозяек», но и потому, что вдвоем они составляют священную Небесную Пару: это сакральный брак, вознесенные на вершину небес.

Вопросы Фригг к духовидцам, идущим этим путем, таковы: «Понимаешь ли ты, что эта работа формирует связи — даже между людьми, друг другу чужими? Когда ты решаешь, с кем именно тебе прясть эти нити, будь осторожен: они могут оказаться крепче, чем ты ожидал. Партнеров в этом деле выбирай тщательно — быть может, даже более тщательно, чем ты выбирал бы партнера для брака: если ты идешь с кем-либо вместе этим путем, между вашими душами могут возникнуть очень сильные узы. Или ты хочешь по-прежнему чувствовать, как он занимается любовью с кем-то другим, даже годы спустя после того, как вы расстанетесь? Наш мир непредсказуем, как и Вирд, и ты не можешь твердо знать, что готовит тебе грядущее. Не в пример лучше работать одному, чем открывать пути души вместе с кем-то неподходящим».

А вот вопросы Одина: «Ты умеешь дышать? Сделай вдох! Все начинается с дыхания, с онда, а уж это дело — и подавно. Начало сексуальной магии — дыхание. Научись управлять ондом в своем теле и вдыхать его в тело партнера. Понимаешь ли ты, как с каждым вашим вздохом крепнут соединившие вас узы? Для начала попробуйте дышать вместе, в унисон. Больше ничего и не надо делать, этого довольно: изучите ритмы друг друга и сделайте так, чтобы они слились в единый ритм. Можешь ли ты увидеть партнера как музыкальный инструмент, на котором тебе предстоит играть? Как свое творение, которое тебе предстоит возвести на новые высоты? Можешь ли ты возбудить его, сделать так, ускорить его дыхание, накопить энергию в его теле и довести его до кульминации — а потом использовать этот могучий выдох его половых органов, его корневой чакры, для гальда, который вознесет тебя к Свету? Понимаешь ли ты, что песня тела — это тоже гальд, и что крик его может быть громче, чем любые звуки воздуха, выходящего из легких? Поднимись по телу своего возлюбленного, как по лестнице, а когда доберешься до верхней ступени, расправь крылья и лети, увлекая с собой и его».

Если вам сложно сразу перейти к этой модели от земной сексуальной магии ванов, можно обратиться за помощью к «промежуточной» божественной паре — Одину и Фрейе. Сексуальные отношения Одина с Фрейей — это не божественный брак, а, скорее, деловое партнерство, в котором они учатся и учат друг друга работать с силой. Этот союз находится посередине между земным центром мироздания и небесами, — там, где кроны деревьев уже касаются облаков, но все еще остается место для равноправия. Ни одну из частей Древа — точно так же, как ни одну из частей самой Жизни — нельзя считать неправедной или дурной; и от того, что Фрейя обитает ближе к Мидгарду, Один не теряет к ней уважения, — напротив, он смиренно пришел к ней как к наставнице в таинствах сейда. В качестве пары божественных любовников они могут помочь духовидцам перейти от модели «Я — Ты» к другому принципу, который лучше всего описывается как «один партнер смотрит вверх на другого, а тот, в свою очередь, смотрит еще дальше вверх».

 

Сексуальная магия рёкков тоже функционально неравноправна, как и магия асов, но в противоположном смысле. В этой модели ведущим магом становится тот, «над кем трудятся», то есть более пассивный партнер. Задача второго партнера (или нескольких помощников) — ввести его в такое состояние, в котором он сможет исполнить магическую работу. Активный участник играет лишь вспомогательную роль, а шаманская работа приходится на долю пассивного, воспринимающего партнера. Как далее поясняет Лидия, сексуальная магия рёкков не столько ориентирована на поклонение и служение богам, сколько практична и направлена на достижение конкретных целей.

 

Что до йотунской сексуальной магии… скажем так: то, что находится между Парокет и Бездной, — это межзвездное вещество. Это Nox; это тьма. Здесь темно и страшно; и все здесь вертится вокруг власти, секса и смерти. И для того, чтобы с этим работать, нужна любовь; и нужно, чтобы в вас пылал ваш собственный огонь, ваша собственная звезда, сияющая в вашем сердце. Иначе к этому не подступиться. Задача здесь — в том, чтобы соединиться с чудовищем, обитающим внутри вас, и что-то с этим сделать. Здесь речь не о том, чтобы достичь блаженства и взвиться к небесам ракетой, — это путь асов; а путь йотунов — в том, чтобы спуститься вниз, во тьму. Можно сказать, что первое — путь будды, а второе — бодхисаттвы. И путь рёкков — это скорее ваджраяна, чем хинаяна. На этом пути нужно добровольно отказаться от блаженства и спуститься вниз, чтобы делать там черную работу. Вся магия рёкков — это работа, а не поиски просветления.

Если вы хотите использовать секс, чтобы добиться какой-нибудь практической цели — как-то изменить мир, интегрировать какую-нибудь трудноуловимую часть своей сущности, исцелить кого-нибудь или помочь кому-нибудь исцелиться, и так далее… что ж, прежде всего, у вас должна быть на это веская причина. Вы берете на себя огромную ответственность, не знакомую тем, кто до сих пор занимался лишь сексуальной магией асов. Поэтому здесь необходимо строжайшим образом держать все контролем и принимать самые серьезные меры предосторожности, и в особенности это важно для того из участников, который берет на себя контакт с богами или непосредственную работу с энергией. Поэтому лучше, чтобы именно он выполнял роль оператора, то есть, в данном случае, пассивную роль, — а остальные выступали лишь помощниками. Впрочем, если человек хорошо настроен на контакт с божеством, полагаю, что он может играть и активную роль.

На что же похожа сексуальная магия этого рода? Фактически, она начинается с утверждения: «Сейчас мы займемся сексом так-то и так-то, чтобы сгенерировать энергию такого-то и такого-то рода». Приведу в пример один ритуал, который мы здесь у нас, в Европе, провели для восстановления разрушенных частей Колеса. Семь девушек лежали по кругу, по часовой стрелке, и каждая занималась влагалищем своей соседки в кругу. В одной из точек стояла участница, выполнявшая роль «громоотвода»; та, что лежала перед ней в кругу, обнимала ее за ноги руками, а та — следующая за ней. При этом та, которая лежала перед ней, была самой опытной в магии, и могла время от времени подниматься, вбирать в себя энергию, накопившуюся в кругу, и вкладывать ее в тело «громоотвода». Таким образом, «громоотвод» собирал в себе энергию земли. Еще одна участница все это время висела на крюках, продетых через кожу на спине, и накачивалась энергией боли от Хелы; эта энергия скапливалась в ней и никуда не выходила, потому что она не касалась земли. На этой девушке был страпон; она сама и участница, служившая «громоотводом» постоянно собирали с него влагу в чашу, где находился еще один фаллический символ, и пили из этой чаши.

Когда накопилось достаточно энергии и разность потенциалов дошла до нужной точки, эти две девушки поцеловались, заряд заземлился, и — бабах! Все, что должно было совершиться, совершилось в точности, как и было задумано. Добавлю, что весь ритуал проводился в клетке Фарадея, а это совершенно замечательное устройство: заземленная клетка из нержавеющей стали, красивая, легко транспортабельная и удобная, в частности, для подвешиваний. Нам помогали еще двое парней — они сидели на страже, наблюдали и следили, чтобы никто нам не помешал. Вот так, к примеру, и может выглядеть сексуальная магия в северной традиции по модели рёкков. Впрочем, схожую конфигурацию для масштабной сексуально-магической работы я использовала бы и в любой другой традиции.

Магия рёкков непременно должна быть направлена на какую-то практическую цель, какую-то конкретную работу. Кроме того, йотуны очень близки стихиям. Это магия скал и земли, деревьев, огня и моря, магия очень физических и первобытных явлений, к которым вообще не следует притрагиваться без прочной связи с божественными сущностями, — потому что в противном случае она может пробудить алчность и жажду власти, и на этом-то многие ломаются и начинают вытворять такое, что в итоге причиняет немало вреда и миру, и им самим.

В сексуальной магии этого рода мы соглашаемся на то, чтобы нас использовали как орудие, как механизм с теми или иными параметрами. «Чтобы эта энергетическая схема заработала, нам понадобится одна такая деталь, одна — такая и еще несколько вот таких, а для второй схемы — еще две вот такие штуковины». Потом мы все соединяем в цепь, включаем — и оп-па! Все работает. Некоторых это шокирует. «А в чем же тут божественность?» — возмущаются они. Или: «А где же здесь спонтанность?» Но, сказать по правде, если вы не в состоянии проявить божественность и спонтанность в подобном контексте, вам просто не следует заниматься сексуальной магией этого типа. Ваша сексуальность, кстати сказать, — тоже одно из средств, при помощи которых ваш бог-покровитель использует вас как орудие. Или вы думали, что в этой области для вас сделают исключение? Ничего подобного.

— Лидия Хеласдоттир

 

Из рёкков с сексуальной магией работают Ангрбода, Сурт, Локи и до некоторой степени Хела. Локи — знаток сексуальной магии всех разновидностей; он с легкостью меняет пол, он перепробовал все, и ему по нраву обучать своих служителей этому искусству на практике. Лучше всего ему удаются те формы сексуальной магии, для которых требуется гибкая смена ролей, потому что сам он действительно испытал в этой области все возможное. Он из личного опыта знает, что значит быть мужчиной и быть женщиной, играть и активную, и пассивную роль, заниматься сексуальной магией и в одиночку, и с партнерами, и в больших группах.

И вот какие вопросы духовидец может услышать от Локи: «Так-так, моя лапушка, значит, сексуальную магию тебе подавай? А ты хоть понимаешь, что это — игра с огнем? С Огнем и с Древом. Ключ к сексуальной магии — он, видишь ли, в самом корне тела, там, где гнездится твой лит, так что если не побережешься, можешь здорово обжечься. Нет, я серьезно. Ты что, не веришь мне? Думаешь, все это легко и просто? Думаешь, если даже ты и забудешь об осознанности, то ничего страшного — по крайней мере, потрахаешься всласть, и дело с концом? Ну, может и так. А может, кое-что как выпрыгнет, как выскочит, да и сожжет тебе все нутро — и дурные твои мозги в придачу. Вот смеху-то будет, а? Ну так что же, мальчики и девочки, понимаете вы, что такое Древо? Поработали уже с ним как следует, походили вверх до вершины? А вниз до корней? То-то и оно. С Древом связь нужна, со всем Ирминсулем, от корней до листьев, от Пустоты до Пустоты. Древо — оно же древнее, оно все это понимает. Так что лучше уж вы к нему присоседьтесь, оно всяко надежней выйдет. Не так чтоб уж наверняка, но все ж таки. Тело-то ваше — оно ведь тоже Древо, а вы, небось, и не знали?»

Ангрбода сведуща в различных формах сексуальной магии, подходящих для любой гендерной ориентации, но вся ее магия — это работа со стихийными, первозданными силами. Для нее сексуальная магия очень тесно связана с оборотничеством, и в особенности — с тем, как вы управляете потоками своей энергии. Согласится она вас обучать или нет — зависит только от ее доброй воли. Скорее всего, она поначалу подвергнет вас какому-нибудь испытанию — не обязательно сексуальному, — чтобы выяснить, стоит ли с вами возиться. Если испытание будет носить сексуальный характер, то вопросы, которые она перед вами поставит — прямо или косвенно, — будут звучать так: «Кто ты? Способен ли ты на большее, чем мои мальчишки-волки? Какой мне от этого прок?» И ответы на эти вопросы лучше заготовить заранее, особенно на второй, перед которым многие пасуют. Сама по себе Ангрбода любит страстный, грубый, животный секс, но сексуальная магия, которой она обучает других, более таинственна и темна. Не обращайтесь к ней с просьбой о наставничестве, пока не научитесь как следует менять обличья, потому что первым уроком вполне может оказаться головокружительная экскурсия по всему спектру брачных инстинктов самых разнообразных существ.

Кроме того, Ангрбода может задать следующие вопросы: «Ценишь ли ты свое тело или ненавидишь его? Ценишь ли ты животное в себе или тебе кажется, что секс тем более свят, чем дальше ты держишься от этого внутреннего животного? Способен ли ты понять святость звериной похоти? Если нет, то этот путь — не для тебя, потому что он начинается именно с животного в тебе, с самого твоего корня. Не зря же его называют корневой чакрой, дурачок ты эдакий. Основание позвоночника, основание черепа, рептильный мозг — вот оно, то самое. Прежде чем дойти до чакры сердца, до чакры ума, до всех этих изысканных штучек, тебе надо научиться управляться со своим животным “я”. Не отрицай своих животных инстинктов! Не обесценивай их! Это — та часть тебя, которая любит твое тело, как бы оно ни выглядело. На этом пути нет места для ненависти к плоти».

Сексуальная магия Сурта — как природный катаклизм. Он всегда с определенностью берет на себя активную роль, а ваша задача — просто открыться и принять то, что он дает, насколько сможете. Оргазм Сурта подобен взрыву крошечной ядерной бомбы или языку лавы, выплеснувшемуся из жерла вулкана; это капелька первозданного огня, частица чистого проявленного бытия. Он дарит вам эту частицу и уходит, а она остается внутри вас. Если вам удастся ухватить ее и удержать, то силы ее хватит на действительно серьезную магическую операцию; но если вы ее упустите (а вы непременно ее упустите, если заранее не провели над собой большую работу и не подготовились к тому, чтобы удержать эту крупицу чистого бытия, раскаленную добела и пылающую пламенем звезд), да еще и не сможете вывести наружу, она вас сожжет. Выпустить ее из себя можно с оргазмом, но будет куда лучше, если вы заранее подготовитесь и сможете придать этой частице должную форму, связать ее с магическим намерением и выстрелить ею точно в цель. Сурту это понравится: ему приятно, когда его энергию используют в целях творения, потому что самому ему давненько уже не приходилось творить миры.

Вопросы Сурта таковы: «Понимаешь ли ты, что в сексуальной магии используется первозданный огонь? Да, конечно, вначале идет дыхание, но после него — огонь. В каждом из вас скрыта крошечная искра того пламени Муспелльхейма, которое когда-то растопила лед. Она таится в корне твоего тела. Это твой лит, ваша жизненная сила. Без нее ты превратился бы в холодный, неподвижный комок плоти. Все дыхание нужно лишь для того, чтобы раздуть эту искорку, превратить ее в могучее пламя, которое устремится вверх. И это — пламя кузницы, в которой ты сможешь ковать свою волю. Вернее, воля твоя будет коваться в ней так или иначе, а уж осознавать это или нет — дело твое. Ну и что ты со всем этим будешь делать? Ты понимаешь, что все это оставит след в твоей плоти? Каким будет этот след — решать тебе. Прежде чем открыться этому пламени, бьющему от основ к вершине, подготовься как следует».

Хелу, Богиню Смерти, мало кто представляет себе как наставницу в сексуальной магии, и действительно, своему методу в этой области она обучает очень немногих. Отчасти это связано с тем, что сексуальная магия Хелы лежит на перекрестке Пути Плоти с Путем Испытаний. Секс с ней — всегда Испытание, напряженное, страшное и исполненное великой благодати. Лидия пишет: «С Хелой все происходит очень формализованно и церемониально. Это как очищение до полной стерильности. Если можно себе представить такую вещь, как дипломатическая сексуальная магия — не страстная, но энергетически очень живая, то это будет именно оно. Все очень точно, все в строгих рамках, все нацелено на результат. А когда Хела работает с Фенриром, все вращается вокруг вопросов реальности и хаоса. Если бы Хела только разлагала и перерабатывала мертвое вещество, никогда не происходило бы ничего нового. Когда используешь все время одно и то же вещество по одной и той же схеме, это замкнутый круг, застой; то, что умерло окончательно, не меняется до тех пор, пока ему не найдут новое применение. Но поскольку Хела работает с Фенриром, в мире поддерживается определенная доля хаоса, и это хорошо, потому что лишь благодаря этому владыки ванов могут работать с Жизнью по-своему. В пантеоне рёкков, как и у ванов, есть брат и сестра, связанная сексуальными отношениями, и они тоже занимаются сексом не по любви, а ритуально, из чувства долга, для поддержания цикла».

Вопросы, с которыми Хела обращается к духовидцу на этом пути, таковы: «Понимаешь ли ты, что с тобой от этого будет? Знаешь ли, что случится с травмой, которую ты носишь в себе, с гневом, который ты подавляешь, с ответственностью, которую ты взвалил на свои плечи, с беспомощностью, которая тебя одолевает, с болью, которую ты сегодня опять отложил на завтра, чтобы прожить еще один день? Все это скапливается где-то в твоем теле, если только ты не даешь этому выхода, — а много ли на свете людей, которые дают выход каждому мгновению боли, до единого? Знаешь ли ты, что на Пути Плоти приходится открываться не только тому, что приходит снаружи, но и тому, что хранится внутри? Ты поймешь это, когда это случится, — когда плоть войдет в кольцо плоти, и ты вдруг заплачешь и завизжишь, когда все твое тело забьется в судорогах от нахлынувших чувств. Это не срыв. Это очищение. И до тех пор, пока ты не избавишься в достаточной мере от всего, что накопилось внутри, ты не сможешь Открыться тому, что идет снаружи. Все это держит тебя внутри тебя же, как в ловушке, и все это должно уйти. И уходить оно будет так же мучительно, как и входило. Способен ли ты воспринять это как очищение, как освобождение, а не как зло, — сколько бы времени на это ни понадобилось?»

Для тех, кто начал со срединной магии, магии ванов, но хочет постепенно спуститься вниз, в стихийную, первозданную и прагматичную сферу магии рёкков, «промежуточной» парой божественных помощников могут стать Фрейр и его жена-великанша Герд. В отличие от Фрейи, которая стремится вверх, к союзу с асами, чтобы донести их Свет до Земли, Фрейр тянется вниз, чтобы озарить этим светом самые темные глубины. Он не боится ни Смерти, ни Боли, потому что претерпевает их каждый год и возрождается снова, а Герд — великолепная и относительно мягкая наставница на путях самоанализа, молчаливого погружения во внутреннюю тьму и оплакивания утрат.

 

Вы, должно быть, обратили внимание, что в этой главе я не описываю никаких физических практик, наподобие тех, которые можно найти в руководствах по тантре, — расположите, мол, свои тела так-то и так-то, вставьте деталь А в отверстие Б и совершайте такие-то действия столько-то времени и так далее. Я отказался от подобных описаний отчасти потому, что их бы хватило на целую книгу (а такие книги уже есть, и написаны они людьми, куда лучше смыслящими в делах подобного рода, чем я, так что зачем изобретать велосипед?), а отчасти — потому, что на самом деле, по большому счету, не так уж важно, чем обо что тереться, если в итоге вырабатывается достаточное количество энергии. Работа со священной сексуальностью и/или сексуальная магия в этой традиции, по-видимому, куда менее «формальны», чем, скажем, в культуре индийской тантры. И акцент на полярной противоположности полов здесь не так силен, не считая ситуаций, когда вы стремитесь воспроизвести архетипические отношения какой-то конкретной божественной пары. В нашей традиции тело тесно связывается с природными стихиями. Для понимания священной сексуальности здесь очень важно прочувствовать свое тело как часть природы. Как бы вы мастурбировали, если бы сами были огнем? А горой? А прохладным озером? Как бы вы занимались сексом со своим партнером, если бы были волком, птицей, змеей, ветром, рекой, морской волной, деревом клонящимся на ветру, или снопом пшеницы, клонящимся под серпом? Научиться привносить все эти энергии в свои сексуальные практики (или, быть может, понять, что они присутствовали в них всегда, хоть вы того и не замечали) — вот самый лучший из всех уроков, которые вы можете усвоить на этом пути, и он открывает широчайший простор для экспериментов и самопознания.

Кроме того, кое-чему вас могут научить сами духи. Будучи духовидцами, мы иногда (или даже достаточно часто) вступаем с богами и духами в сексуальные отношения. По большей части такие связи мимолетны: мы танцуем с божеством, мы набираем энергию и направляем ее на ту или иную цель, и на этом все заканчивается. Правда, у некоторых людей складываются устойчивые любовные, а то и брачные отношения с божествами; они становятся супругами богов, но это уже — тема для отдельного разговора. Однако даже случайный, единичный контакт сексуального характера с божеством способен научить многому. Заниматься сексом с божеством и при этом не извлечь какого-то урока о святости секса невозможно. Также надо иметь в виду, что для духовидца и, тем более, для шамана моногамия означает нечто иное, чем для обычного человека. Боги всегда стоят на первом месте, и клятва верности, данная человеку (или нескольким людям, связанным полиаморными отношениями), распространяется только на людей, но не на богов и духов, особенно если духовидец идет Путем Плоти. Здесь, как и во всем, Они способны научить большему, чем любой человек. И прикасаться к Ним таким образом, принимая их прикосновения и Открываясь в ответ, — это большая честь и большая радость.